КЛЮЧЕВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУДО ГОРОДА МОСКВЫ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИМЕНИ А.П. ГАЙДАРА»)
В статье представлены основания и педагогические решения, обеспечивающие становление общей культуры создания и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в ГБОУДО «Дворец творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара», действующего в масштабах Юго-Восточного административного округа города Москвы. Статья будет интересна педагогам дополнительного образования, методистам, руководителям учреждений дополнительного образования.
Образовательная программа – это, с одной стороны, описание содержания учебного курса, определяющее цели, условия, методы и способы обучения, формы оценки обучающихся и другие аспекты образовательного процесса; а с другой – это документ, определяющий содержание образования (знания, умения, навыки или компетенции), его объем и планируемые результаты. Вопросы программного обеспечения образования и реализации образовательных программ регулирует Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Создание образовательных программ – проявление субъектности и ответственности как образовательного учреждения / образовательной организации, так и лично педагога.
Субъектность в этом процессе заключается в том, что образовательное учреждение выступает организатором, а педагог – проектировщиком и непосредственным разработчиком образовательной программы. Во-первых, он свободно и сознательно самоопределяется в педагогической практике, принимает на себя ответственность за результаты обучения и воспитания подрастающего поколения.
Во-вторых, он владеет соответствующими нормами, способами и средствами педагогического проектирования.
Ответственность образовательной организации заключается в том, что она обеспечивает реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, а также соответствие применяемых
форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам
и потребностям обучающихся.
Личная ответственность педагога выражается в его способности самостоятельно разработать и реализовать образовательную программу; проявляется в развитии образовательной активности педагога, что способствует его самообразованию, определяет его профессиональное поведение и деятельность в повышении собственной квалификации.
Создание образовательной программы представляет собой определенную многоэтапную технологию, которая в конечном итоге обеспечивает структурирование и организацию учебного материала с учетом потребностей и возможностей обучающихся, параметров
и критериев проверки эффективности образовательной деятельности.
Законодательно образовательные организации и педагоги свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебнометодического обеспечения [8, ст. 2, п. 2].
Все вышеперечисленные позиции имеют непосредственное отношение к образовательным программам, реализуемым в сфере дополнительного образования. Еще одним регулятором вопросов программного обеспечения дополнительного образования является
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Создание, оформление, утверждение, реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее – Программы) – обязательное условие финансирования образовательной организации и оплаты труда педагогических работников. Но при этом содержание Программ и сроки обучения по ним самостоятельно определяются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность [7, п. 6].
читать продолжение статьи (стр. 18 - 25) >
________
Информационно-методический журнал "Про ДОД"
№1 (55) февраль 2025 г.